ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ
СИЛА ИСКУССТВА
В Паркинг Галерее «Зарядье» проходила выставка «Выпуск. История. Академия Ильи Глазунова». SorokaMedia побеседовала с Юлией Глазуновой - автором концепции выставки, куратором выставочных и образовательных проектов Академии, а также режиссером, чтобы узнать, как искусство способно объединять людей.
текст: Валерия Перетрухина
В чем уникальность
проекта «Выпуск»?
Выставка посвящена двум эпохам в жизни дома на Мясницкой: дореволюционному этапу и современному, который иллюстрирует деятельность Академии Глазунова с 1987 года по сегодняшний день. Говоря об истории дома Юшкова, в котором с 1843 по 1918 годы располагалось знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, невозможно обойтись без раздела с полотнами великих художников.
Особенность Училища всегда заключалась в живой связи поколений: бывшие выпускники возвращались в alma mater уже в качестве преподавателей.
Именно поэтому в исторической части выставки представлены как мастера старшего поколения — Е.С. Сорокин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, — так и их бывшие ученики, которые в конце XIX — начале XX века сами стали преподавателями:
И.И. Левитан, С.В. Иванов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, А.М. Васнецов и другие.
Как удалось объединить
двадцать пять музеев в
один проект?
Работы, поступившие на выставку из более чем 25 музеев страны (выражаем им особую благодарность за участие и оперативную отзывчивость), позволяют проследить, как менялась русская живопись, какие в ней появлялись новые приемы, темы и сюжеты, как трансформировалась техника.
Но при всей эволюции художественных методов неизменной оставалась содержательная сторона творчества. Мы постарались представить жанровое разнообразие: бытовая живопись, пейзажи (настолько популярные на рубеже веков), камерный и светский портрет, интерьерные сцены, эскизы к историческим и религиозным полотнам. Внимания также заслуживают скульптуры и уникальные архитектурные эскизы преподавателей-архитекторов, среди которых встречаются проекты с реставрационно-археологическим уклоном — настолько актуальным в начале XX века.
Просто любить молодых, верить в них, радоваться совместной работе и творчеству. Когда собираются единомышленники, они очень нужны друг другу. Здесь не важны ни возраст, ни смена поколений. Это единое пространство, в котором каждый ощущает свою значимость, а вместе можно сделать многое. Молодым нужна поддержка. Им важно получать возможности для реализации.
Как привлекать молодежь
в проекты искусства?
Как сделать искусство
вечным, чтобы о нем
помнили и не забывали?
Без искусства, как и без молитвы, человек не чувствует себя собеседником Бога. Это два способа диалога с Ним. Они часто существуют вместе — например, в музыке или живописном образе, таком как икона.
Если нет искусства, человек не сможет существовать. Без него все разрушится, исчезнет смысл, исчезнет выход, и тогда наступит конец.
Иногда встреча с произведением искусства меняет жизнь. Искусство вечно, как сама жизнь: пока есть жизнь — будет и искусство. Это дар человеку свыше.
Некоторые идеи остаются неизменными, перетекая из прошлого в будущее, становясь постоянными проектами сегодняшнего и завтрашнего дня. Мы беремся только за то, что приносит творческую радость созидания.
После завершения этой выставки мы создаем новую, вовлекая в процесс молодых талантливых художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов и реставраторов — всех, кто разделяет наши взгляды.
Сейчас в Академии строится новый учебный корпус, где появится необходимое пространство для работы, учебы и выставок. Вскоре откроется новый факультет, связанный со сценографией. Под руководством Ивана Глазунова создаются росписи в новых церквях и реставрируются объекты культурного наследия.
И, конечно, мы ждем новых студентов со всей страны, которые станут частью нашей академической семьи.