«Цифровая
революция
в искусстве»
Год назад на Малой Ордынке
в Москве открылась первая
в России галерея фиджитал-искусства — VS Gallery. Это уникальная ультрасовременная выставочная площадка, не имеющая аналогов в мире. В галерее сочетаются передовые технологии для экспонирования как цифрового, так и физического искусства. Картины и скульптуры размещены на белых стенах и постаментах, а на крупных цифровых экранах демонстрируются работы диджитал-художников.
Наша редакция решила узнать, что изменилось за год и как руководители галереи оценивают развитие цифрового искусства в России в 2024 году.
Как пришла идея
создания галереи?
Изначально, когда поступило предложение возглавить именно данную галерею (она тогда называлась VS Unio), от меня поступило предложение полностью реформировать
её деятельность. Условно, старое направление, которым
она занималась, не было чем-то новым. Это было вполне классическое искусство.
Однако с учетом основного вида деятельности владельца галереи было логичным и правильным предложить формат цифровой галереи, став неким связующим мостом между полностью цифровыми произведениями и их физической реализацией. Так и появилась первая фиджитал-галерея в России, которая поставила перед собой яркий и четкий фокус: чего должна добиваться эта галерея и с каким искусством она работает.
Это связано и с подбором художников, которые являются нашими резидентами и сотрудничают с нами на эксклюзивной основе, а мы, в свою очередь, полноценно занимаемся их развитием.
«Задача VS Gallery — как раз сформировать это комьюнити,
а также сформировать интерес к фиджитал-искусству»
текст:
Алена Жукова
Эльбрус Такулов
фото:
Валентина Ярцева
ДНК — полностью инновационное технологичное пространство. Мы показываем и говорим об искусстве
так, как это ещё не делала ни одна из цифровых и фиджитальных галерей в нашей стране.
Почему была выбрана
именно Малая Ордынка?
Процесс поиска помещения был достаточно длительным: он занял
около полугода. Мы посмотрели
массу различных локаций, но найти пространство в Москве, идеально подходящее под галерейное, — невероятно тяжело.
То есть были интересные варианты самих пространств, но их местоположение было не самым удачным. Поэтому это заняло достаточно много времени, а та концепция — техническая и архитектурная, которую можно
увидеть здесь у нас, готовилась непосредственно под данную локацию.
Это не какой-то концепт, который мы придумали, а потом уже искали площадку под его реализацию. Мы пошли от другого: когда нашли место,
то подумали, что здесь будет
смотреться лучше всего.
Как происходит
отбор экспозиций?
Это всегда как раз моя кураторская деятельность: я совместно с художниками придумываю тему, далее мы отбираем работы, а художники создают произведения.
А когда мы показываем их персональные выставки, то, конечно, им отдаётся бóльшая свобода в части того, что именно они хотят показать. Поэтому здесь я просто помогаю им с отбором работ, с формированием экспозиций и с тем, как показать это наиболее выгодно.
В рамках групповых проектов задаётся какая-то тема, я прошу резидентов сделать произведения как раз на заданную тематику.
Как вы считаете, ярмарки
современного искусства
для галереи в виде
имиджевой истории
сегодня — рабочая схема?
Когда мы только появились, то
два года подряд принимали участие в СOSMOSCOW, потому что нам было важно поработать с их аудиторией и с теми людьми, которые приходят туда. Нужно было понять, появляется ли мэтч и можем ли мы в свободном формате в рамках ярмарочного стенда правильно позиционировать себя и говорить о своем искусстве.
Сейчас же я, наверное, склоняюсь
к тому варианту, что участие в ярмарках — это интересно, но только с точки зрения международной экспансии: показать себя в рамках других стран, поскольку внутри России мы говорим
о себе лучше всего именно в рамках нашего пространства.
Участие в ярмарках не зарекомендовало себя как хороший инструмент продаж, а с точки зрения репрезентации нас на рынке — мы уже получили необходимый нам эффект.
По вашему мнению,
цифровое искусство в
России сегодня —
на сколько продаваемая
история?
Это направление растет с каждым
годом всё больше и больше. Сейчас появляются люди, которые собирают цифровое искусство, даже рассматривая его с точки зрения дизайнерского оформления в своих домах и квартирах.
Если раньше они делали себе нишу в стене, где будет висеть холст с подсветкой, то сейчас такие места планируются именно под демонстрацию цифрового искусства. Плазменные экраны зашиваются в стену либо же собираются из бесшовных панелей. Люди уже целенаправленно готовы к такому переходу и начинают его реализовывать.
Однако самая главная проблема заключается в том, что русский человек очень любит всё пощупать руками. Очень сложно объяснить приобретение цифрового искусства за полмиллиона рублей, которое можно передать посредством блокчейн-контракта или просто на флешке.
Это сопровождается обычным бумажным контрактом. Но это то, что
мы отрабатываем: как показываем цифровое искусство и говорим о нём,
а также различные формы его продажи. Некоторые работы продаются так: физическая вещь отдельно, цифровая отдельно, другие — совместно.
При этом часть цифровых произведений может существовать только в цифровом виде, поскольку их смысл и концепция могут быть переданы только в формате видео. Люди обращают внимание именно на такие произведения.
Что скажите по поводу
того, что у нас одни и те же
герои светской хроники
появляются практически
во всех частных
галереях. В чем проблема
пиарщиков сегодня?
У нас в целом сильно сменились герои светской хроники за последние несколько лет в связи с абсолютно разными событиями. Раньше это были в большей степени артисты, певицы, fashion-дизайнеры — ну то есть светская хроника в классическом её понимании.
Сейчас же её герои — это инфлюенсеры, блогеры… Но и сам подход к светской хронике тоже изменился. Сейчас мы очень часто видим микро-инфлюенсеров. Это можно объяснить тем, что у нас сменились лидеры мнений. Мы больше не доверяем «большим».
Мы доверяем своей подружке, доверяем бренд-менеджеру любимого бренда. «Околосветское» комьюнити объединяет и fashion-индустрию, и гастроиндустрию, и арт-индустрию, но все равно герои плюс-минус одни и те же, потому что Москва в этом понимании очень маленькая.
На сколько это имиджевая
или продаваемая история
с приглашением
инфлюенсера. Насколько
его аудитория пойдет
за этим искусством?
Очень по-разному. Например, когда на открытие пришел Филипп Киркоров,
он сделал пост в ныне запрещенной социальной сети. И были переходы от него, потому что это очень близкая и созвучная аудитория.
Поэтому здесь нужно с умом подходить ко всему: к выбору журналиста, выбору СМИ, с которым ты сотрудничаешь, дружественному telegram-каналу и при составлении гестлиста. Ты должен понимать этот мэтч: насколько твоя аудитория может быть похожа на аудиторию конкретного медиа и насколько это сработает. В этом плане мы всегда стараемся.
На самом деле гестлисты всегда варьируются: можно позвать огромное количество людей, но выхлопа от них будет ноль. А можно позвать точечно десятерых, но от них будет классный выхлоп.
Галерея — это финансовая
составляющая сегодня?
Конечно, у нас стоит цель быть финансово независимыми
и вернуть инвестиции, которые были вложены в это пространство.
Скажем так, есть некий план в диапазоне пяти-семи лет по возврату средств: того, что было затрачено. Являясь преподавателем ряда учебных заведений, например, МГИМО, где я преподаю арт-менеджмент, всегда говорю:
«Прекратите думать, что вам кто-то даст деньги на искусство, научитесь зарабатывать сами».
Лично для меня это большая амбициозная цель и задача — показать, что к искусству можно подходить как к бизнес-единице.
Сегодня бренды одежды
сотрудничают с галереями.
Например, Monochrome,
Ushatava, а что насчет вас?
Мы работаем над этим, просто не всегда нам удается найти взаимовыгодные точки для сотрудничества. Это связано
с коммерческой составляющей. Сделать что-то для кого-то, конечно, можно, но вопрос в том, зачем это делать художнику? В чем его выгода? Узнаваемость и всё прочее…
Галерея — это часть крупного медиахолдинга, и мы можем обеспечить пиар чего угодно. Поэтому вопрос сложен, ведь мы можем дать значительно больше, чем можем получить. Такие проекты должны реализовываться именно на коммерческой основе, чтобы учесть интересы художника и галереи. Знаете, аренда сама себя не заплатит. Ничего личного.
Александр поднял очень важную тему,
о которой сейчас говорят многие галеристы. Многие бренды привыкли приходить к художнику и говорить: «Нарисуйте, пожалуйста, картинку». Это труд художника, который должен быть оплачен. Мы понимаем, что все бренды коммерческие и продаются, почему работа художника не должна быть оплачиваемой в таком случае?
Не будем забывать, что галерее чуть больше года, и за этот период А
лександр сделал огромное количество проектов, включая коммерческие коллаборации и музейные истории.
Это всё будет приходить со временем.
Нашей задачей было получить разнообразие кейсов, чтобы показать, что мы — галерея без границ.
У вас есть коммерческие
мероприятия: лекции,
камерные вечера,
за счёт которых можно
развивать коммерческую
составляющую галереи?
Понятие частных мероприятий и использование галереи под закрытые форматы — это всё работает. Это параллельная сторона галереи. У нас регулярно проводятся разнообразные события, организуемые определенными компаниями, и это всё происходит на финансовых условиях.
Мы тоже занимаемся подобными инициативами. У нас есть проект, который реализует идеи холдинга на базе нашей галереи. В этом плане мы работаем по схеме, где также существует определённый гостевой список и стоят конкретные задачи
перед мероприятиями.
Также хочу отметить, что за этот год я с радостью наблюдаю, как каждый месяц число гостей, приходящих к нам, только растёт.
В выходные в среднем приходит порядка 25 человек, а количество посетителей в будние дни зависит от множества факторов и, как правило, не превышает 10.